НА ФОРУМАХ
89
3
87
2
81
2

Авиационная лихорадка

"Ласточки Победы" (посвящается ратному подвигу

женских авиаполков в годы Великой Отечественной войны)

часть 1

.Первые годы XX столетия вошли в историю человечества как знаменательные даты в развитии авиации. Сегодня для нас, живущих в XXI веке, самолеты и ракеты – это необходимые для жизни технические средства. А в те годы полёты человека на летательных аппаратах были превращенной в быль сказкой.

Авиационной лихорадкой называет модное увлечение русский изобретатель, инженер-полковник, участник Великой Отечественной войны (Четвертая воздушная армия Второго Белорусского фронта), лауреат Ленинской (1989 г.) и двух Государственных премий Юрий Порфильевич Дибров (1920-2009).

Лидия Зверева.jpg Фото

Цитата из его неопубликованной статьи (1) гласит: «В канун 1904 года в Европе вспыхнула авиационная лихорадка. Полёты стали не только модным увлечением смелых мужчин, но и отчаянных женщин. Пока депутаты Государственной думы спорили о расходах на русскую авиацию – «модную забаву, занявшую положение не по чину» – их жёны, дочери и невестки не только семенили по Большой Морской в зауженных платьях", но и стремились в питерское небо.

Одна из первых пилотесс России – Лидия Виссарионовна Зверева (1890-1916). Закончив Институт благородных девиц, дочь генерал-майора неожиданно для родных и близких вместо желанных Высших женских курсов отправилась в авиашколу в Гатчине. Освоив в 1911 году технику пилотирования самолётов фирмы «Фарман», она совершила множество показательных полётов на юге России и в Прибалтике».

Лидия Зверева авиатрисса.jpg Фото

Желание и стремление человека покорить небо и научиться летать, совершенствовать технику полётов привело к развитию авиации. Накануне ВОВ кумирами советской молодёжи были лётчики - Валерий Чкалов, Валентина Гризодубова, Марина Раскова, Полина Осипенко и Михаил Громов. Комсомольцы мечтали о том, что их Родина, их государство будет сильным и богатым, будет лучшее сельское хозяйство, лучшая промышленность, образование, медицина, культура и конечно армия и авиация. Многие из них занимались в авиаклубах, воплощая свои мечты в жизнь и сами становясь лётчиками.

Девушки стремились в небо наравне с юношами, так что звания Героев Советского Союза некоторые отчаянные летчицы были удостоены еще до начала Великой Отечественной войны.
Валентина Гризодубова, Марина Раскова и Полина Осипенко получили звезды Героев за беспосадочный перелёт Москва – Комсомольск-на-Амуре 24-25 сентября 1938 года на самолёте «Родина».

Первые летчицы герои советского союза.jpg Фото

22 июня 1941 года страшным раскатистым эхом по всей стране прозвучало: «Война!». ВОВ 1941-1945 годов вынудила женщин встать плечо к плечу с мужчинами на защиту своей Родины от фашистских захватчиков. Женщины, которые могли бы рожать и воспитывать детей, вынуждены были идти защищать страну.

«Жили-были девчонки... Смешливые и серьезные, бойкие и застенчивые, московские и калужские, сибирские и уральские. Почти взрослые, почти самостоятельные, они мечтали о большой, яркой, интересной жизни, готовились стать инженерами и артистками, учить детей и строить заводы, путешествовать и выводить новые сорта пшеницы. Но пришел час испытаний – на родную землю ступил кованый сапог врага. В лихую годину мать Родина позвала их – и они надели солдатские шинели, стали санитарками, строителями укреплений, зенитчицами, связистами, летчиками. На истребителях и бомбардировщиках они, ни в чём не уступая мужчинам, громили врага. И оказалось, что у советских девушек железный характер, твердая рука, меткий глаз».
 
(Сборник воспоминаний и очерков /
Составители: Казаринова М. А., Полянцева А. А. /
Предисловие А. Маресьева.
— М.: Молодая гвардия, 1962. — 296 с.

Девчонки-летчицы.jpg

Фото

Женщины и девушки служили в рядах Красной Армии, участвовали в партизанском движении, воевали в пехоте и авиации. Смелые, самоотверженные вчерашние выпускницы и молодые матери становились лётчицами, штурманами и механиками самолётов.

По свидетельству очевидцев летчицы, были, возможно, самыми отважными воинами. Они научились делать то, что было по силам далеко не каждому мужчине.  Среди них были и Герои Советского Союза Валентина Гризодубова и Марина Раскова.

Полина Осипенко до начала ВОВ не дожила, погибнув в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года во время тренировочных «слепых» полетов.

                                                   Валентина Гризодубова, Марина Раскова, Полина Осипенко.jpg  

                                                   Фото

Валентина Гризодубова, летчица, дочь летчика

Валентина Гризодубова – лётчица–рекордсменка, инструктор, воспитавшая десятки лётчиков-Героев Советского Союза, командир авиаполка в Великую Отечественную войну.

Впервые она поднялась в небо на самолете в 2,5 года привязанная кожаными ремнями к отцу – летчику и авиаконструктору. Валентина Степановна прожила долгую и яркую жизнь, была награждена многими орденами и медалями за мужество и героизм, за заслуги в развитии авиации и удостоена званий Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда. Общественный деятель Валентина Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. Вместе с известным лётчиком Михаилом Громовым она вступилась за Сергея Королёва, будущего создателя советской космической программы, человека воплотившего в жизнь мечты столетий. Во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29.

 
Валентина Гризодубова.jpg
                                       Фото

Марина Раскова, «мать ночных ведьм»

Марина Раскова (1912-1943) – лётчица-штурман, майор Военно-воздушных сил Красной армии,. Так же, как и Валентина Гризодубова - одна из первых женщин, удостоенных звания Герой Советского Союза.

Вторая участница рекордных перелётов была талантливой красавицей, а кроме того молодой и любящей мамой. В начале войны майор НКВД Марина Раскова обратилась к Иосифу Сталину с предложением о формировании женских авиационных полков. Её поддержали тысячи советских женщин и девушек, которые хотели участвовать в изгнании врага с территории своей Родины. Приказ народного комиссара обороны Союза ССР № 0099 подписан 8 октября 1941 года (2).

«Для того чтобы хорошо командовать – говорила Раскова, – нужно самой хорошо летать и, конечно, в совершенстве знать машины, на которых летают твои подчинённые». Марина встретила войну опытным лётчиком, а ведь девочке из творческой интеллигентной семьи, девочке, окончившей Московскую консерваторию, прочили совершенно другое будущее.

Марина Раскова.jpg Фото

Под руководством молодой женщины в первый год войны были сформированы авиационные полки: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной легкобомбардировочный. Фашистское командование обещало большие деньги за жизнь Марины Расковой и называли её «матерью ночных ведьм».
4 января 1943 года Герой Советского Союза майор Раскова погибла при выполнении боевого задания близ Саратова в сложных метеоусловиях при перелёте на фронт. Приказом Народного комиссариата обороны СССР от 4 мая 1943 года в память о погибшем первом командире части полку было присвоено собственное наименование – 587-й бомбардировочный авиационный полк им. Героя Советского Союза Марины Расковой (2). Полк расформировали 28 февраля 1947 году. В мирное время именем Марины Расковой названы улицы, школы, военное лётное училище, пароход, ей установлены памятники.

Продолжение следует.


По материалам, подготовленным Маргаритой Канюс,
председателем Правления регионального отделения
Международной общественной организации
«Союз православных женщин»
в Вологодской области, г. Вологда

Авиатрисса Шаховская

Секретарь уходит в небо

Берегите женщин


(1) Материалы из семейного архива Диброва М.И. предоставлены автору статьи Канюс М.В.

(2) Приказ Народного комиссариата обороны СССР от 4 мая 1943 года о присвоении собственного наименования 587-му бомбардировочному авиаполку в память о погибшем первом командире Марине Расковой.


Здоровый свет