"Ласточки Победы" (посвящается ратному подвигу
женских авиаполков в годы Великой Отечественной войны)
часть 1
.Первые годы XX столетия вошли в историю человечества как знаменательные даты в развитии авиации. Сегодня для нас, живущих в XXI веке, самолеты и ракеты – это необходимые для жизни технические средства. А в те годы полёты человека на летательных аппаратах были превращенной в быль сказкой.
Авиационной лихорадкой называет модное увлечение русский изобретатель, инженер-полковник, участник Великой Отечественной войны (Четвертая воздушная армия Второго Белорусского фронта), лауреат Ленинской (1989 г.) и двух Государственных премий Юрий Порфильевич Дибров (1920-2009).
Цитата из его неопубликованной статьи (1) гласит: «В канун 1904 года в Европе вспыхнула авиационная лихорадка. Полёты стали не только модным увлечением смелых мужчин, но и отчаянных женщин. Пока депутаты Государственной думы спорили о расходах на русскую авиацию – «модную забаву, занявшую положение не по чину» – их жёны, дочери и невестки не только семенили по Большой Морской в зауженных платьях", но и стремились в питерское небо.
Одна из первых пилотесс России – Лидия Виссарионовна Зверева (1890-1916). Закончив Институт благородных девиц, дочь генерал-майора неожиданно для родных и близких вместо желанных Высших женских курсов отправилась в авиашколу в Гатчине. Освоив в 1911 году технику пилотирования самолётов фирмы «Фарман», она совершила множество показательных полётов на юге России и в Прибалтике».
Желание и стремление человека покорить небо и научиться летать, совершенствовать технику полётов привело к развитию авиации. Накануне ВОВ кумирами советской молодёжи были лётчики - Валерий Чкалов, Валентина Гризодубова, Марина Раскова, Полина Осипенко и Михаил Громов. Комсомольцы мечтали о том, что их Родина, их государство будет сильным и богатым, будет лучшее сельское хозяйство, лучшая промышленность, образование, медицина, культура и конечно армия и авиация. Многие из них занимались в авиаклубах, воплощая свои мечты в жизнь и сами становясь лётчиками.
Девушки стремились в небо наравне с юношами, так что звания Героев Советского Союза некоторые отчаянные летчицы были удостоены еще до начала Великой Отечественной войны.
Валентина Гризодубова, Марина Раскова и Полина Осипенко получили звезды Героев за беспосадочный перелёт Москва – Комсомольск-на-Амуре 24-25 сентября 1938 года на самолёте «Родина».
22 июня 1941 года страшным раскатистым эхом по всей стране прозвучало: «Война!». ВОВ 1941-1945 годов вынудила женщин встать плечо к плечу с мужчинами на защиту своей Родины от фашистских захватчиков. Женщины, которые могли бы рожать и воспитывать детей, вынуждены были идти защищать страну.
Составители: Казаринова М. А., Полянцева А. А. /
Предисловие А. Маресьева.
— М.: Молодая гвардия, 1962. — 296 с.
Женщины и девушки служили в рядах Красной Армии, участвовали в партизанском движении, воевали в пехоте и авиации. Смелые, самоотверженные вчерашние выпускницы и молодые матери становились лётчицами, штурманами и механиками самолётов.
По свидетельству очевидцев летчицы, были, возможно, самыми отважными воинами. Они научились делать то, что было по силам далеко не каждому мужчине. Среди них были и Герои Советского Союза Валентина Гризодубова и Марина Раскова.
Полина Осипенко до начала ВОВ не дожила, погибнув в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года во время тренировочных «слепых» полетов.
Валентина Гризодубова, летчица, дочь летчика
Валентина Гризодубова – лётчица–рекордсменка, инструктор, воспитавшая десятки лётчиков-Героев Советского Союза, командир авиаполка в Великую Отечественную войну.
Впервые она поднялась в небо на самолете в 2,5 года привязанная кожаными ремнями к отцу – летчику и авиаконструктору. Валентина Степановна прожила долгую и яркую жизнь, была награждена многими орденами и медалями за мужество и героизм, за заслуги в развитии авиации и удостоена званий Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда. Общественный деятель Валентина Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. Вместе с известным лётчиком Михаилом Громовым она вступилась за Сергея Королёва, будущего создателя советской космической программы, человека воплотившего в жизнь мечты столетий. Во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в ЦКБ-29.
Марина Раскова, «мать ночных ведьм»
Марина Раскова (1912-1943) – лётчица-штурман, майор Военно-воздушных сил Красной армии,. Так же, как и Валентина Гризодубова - одна из первых женщин, удостоенных звания Герой Советского Союза.
Вторая участница рекордных перелётов была талантливой красавицей, а кроме того молодой и любящей мамой. В начале войны майор НКВД Марина Раскова обратилась к Иосифу Сталину с предложением о формировании женских авиационных полков. Её поддержали тысячи советских женщин и девушек, которые хотели участвовать в изгнании врага с территории своей Родины. Приказ народного комиссара обороны Союза ССР № 0099 подписан 8 октября 1941 года (2).
«Для того чтобы хорошо командовать – говорила Раскова, – нужно самой хорошо летать и, конечно, в совершенстве знать машины, на которых летают твои подчинённые». Марина встретила войну опытным лётчиком, а ведь девочке из творческой интеллигентной семьи, девочке, окончившей Московскую консерваторию, прочили совершенно другое будущее.
Под руководством молодой женщины в первый год войны были сформированы авиационные полки: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной легкобомбардировочный. Фашистское командование обещало большие деньги за жизнь Марины Расковой и называли её «матерью ночных ведьм».
4 января 1943 года Герой Советского Союза майор Раскова погибла при выполнении боевого задания близ Саратова в сложных метеоусловиях при перелёте на фронт. Приказом Народного комиссариата обороны СССР от 4 мая 1943 года в память о погибшем первом командире части полку было присвоено собственное наименование – 587-й бомбардировочный авиационный полк им. Героя Советского Союза Марины Расковой (2). Полк расформировали 28 февраля 1947 году. В мирное время именем Марины Расковой названы улицы, школы, военное лётное училище, пароход, ей установлены памятники.
Продолжение следует.
председателем Правления регионального отделения
Международной общественной организации
«Союз православных женщин»
в Вологодской области, г. Вологда
Берегите женщин
(1) Материалы из семейного архива Диброва М.И. предоставлены автору статьи Канюс М.В.
(2) Приказ Народного комиссариата обороны СССР от 4 мая 1943 года о присвоении собственного наименования 587-му бомбардировочному авиаполку в память о погибшем первом командире Марине Расковой.